19.04.2025

«Чекни свои привилегии»: почему стоит дважды подумать, перед тем как оценивать поступки людей и давать им советы

Автор Лайфхакера Наталья Копылова объясняет на личном примере.

«Чекни свои привилегии»: почему стоит дважды подумать, перед тем как оценивать поступки людей и давать им советы

Если вы читаете этот текст, у вас точно есть интернет. А значит, вы, возможно, не раз закатывали глаза, встречая там комментарии вроде «Не понимаю, почему люди мечтают жить в другой стране, но не могут просто уехать. Я вот — простая девчонка — поступила в Оксфорд, отучилась и теперь живу в Британии». Или советы в стиле «Заниматься спортом каждый день легко — просто на час меньше сидите в соцсетях».

Среднестатистическому человеку понятно: для большинства поступить в Оксфорд — всё равно что полететь на Луну. Проблема в том, что для того, кто думает, будто поступить в Оксфорд легко, это, вероятно, действительно было легко. А вот замечать, что другие живут иначе, сложно: на это работают практически все когнитивные искажения. Мозг ленивый, поэтому мы неохотно вникаем в то, что нас не касается, делать это нужно специально. В целом жить без этого вполне можно. Вот только критиковать чужой образ жизни и давать советы при этом следует с особой осторожностью.

Как я осознавала свои привилегии

Когда мы говорим о привилегиях, то часто имеем в виду богатство или статус. Как будто если этого нет, то и привилегий никаких нет. Но мы очень недооцениваем, что и как может повлиять на нашу жизнь. Иногда выстреливает там, где вообще не ожидаешь.

Дальше я на личном примере расскажу, как осознавала свои привилегии. В основном мои слова будут звучать как хвастовство, потому что привилегии — это не о страдании, а о том, что даётся легко. Постарайтесь к концу этого блока как-то меня не возненавидеть, пожалуйста.

Например, я всегда думала, что у нас в классе не было никакого неравенства. Все ко всем относились одинаково, никто никого не бойкотировал. И в целом всё так. Но потом я вспомнила про анкеты. Помните такие тетрадки с вопросами? В них ещё обязательно просили перечислить пять мальчиков и пять девочек из класса, которые тебе нравятся. Некоторые писали фамилии, некоторые писали «Все, кроме…». И только во взрослом возрасте я подумала, как это было жестоко — не находить себя в первом списке и находить во втором. Как будто об этом можно было подумать и раньше, но я всегда была в списке этих пяти, меня всё устраивало.

Теперь-то я взрослая и могу сказать, что на мою жизнь данное обстоятельство определённо повлияло. Я привыкла, что ко мне в основном хорошо относятся, и обычно в новых компаниях исхожу из этих предпосылок — мне не страшно. Не могу сказать, изменило ли это что-то для тех, кто попадал в список «Все, кроме…». Могу лишь предположить, что для меня это было бы фатально, потому что многие возможности в жизни я получила лишь потому, что бесстрашно заходила куда-то «с ноги».

Или другой пример. Уже во взрослом возрасте я начала встречать людей, которые не едят какой-то продукт, потому что переели его в детстве. У кого-то родителям выдавали зарплату на заводе одним-единственным продуктом, кто-то выращивал условную картошку на огороде и потом ел её всю зиму. У меня тоже есть такой продукт. Я не ем почти ничего с клубничным или малиновым ароматизатором, потому что папа как-то купил мне коробку йогуртов, а потом спросил: «Тебе понравилось?» И после утвердительного ответа купил ещё одну коробку с такими же вкусами — клубничным и малиновым. Не надо быть гением, чтобы понять: это «переедания» разного порядка. 

После сделанного открытия я даже спрашивала у мамы, бывало ли такое, что нам нечего было есть — вдруг мой детский мозг вытесняет воспоминания. Потому что у нас обычная семья, мы ближе к картошке, чем к Оксфорду. Мама сказала «Нет». И это тоже, получается, привилегия: есть то, что хочешь, а не то, что есть, — в разумных пределах, конечно. Разумеется, это может повлиять и на пищевые привычки, и на чувство безопасности, и много на что ещё. О моих внезапных финансовых открытиях есть отдельная история.

Наконец, глупый пример. Как-то мы обсуждали с одной девушкой общественный транспорт. Я люблю общественный транспорт и любила даже тогда, когда мне надо было каждый день ездить в офис. Стоишь себе в метро, книжку читаешь — красота. А вот её мнение было противоположным. Она жаловалась на то, что все толкаются, тесно, душно и чужие рюкзаки по лицу бьют. И только после фразы про рюкзаки меня осенило: опыт такой разный из-за разницы в росте. По моему лицу в толпе случайно ничего не ударит, только специально, потому что я высокая. Будь я ниже, я бы тоже наверняка злилась на людей, которые не снимают рюкзаки.

Зачем нам проверять свои привилегии

Делать это стоит из человеколюбия. Понимание своих привилегий помогает лучше понимать других людей, их мотивацию, их положение. А ещё осознавать, что, даже если мы во что-то вложили много труда, это всё равно может быть не полностью наша заслуга. 

Если представить жизнь как компьютерную игру, то кто-то проходит её на повышенной сложности, постепенно прокачивая персонажа, кто-то начинает с лёгкого уровня, а кто-то играет с чит-кодами. И дело тут не в том, что кто-то лучше, кто-то талантливее, способнее и так далее. Иногда просто везёт. Или не везёт.

Например, чтобы окончить университет, недостаточно просто быть умным. Нужно ещё иметь возможность не работать четыре года по 24 часа 7 дней в неделю, чтобы содержать себя и семью. Чтобы уехать (пускай, дело не в деньгах) учиться на полную стипендию в зарубежный университет, нужно узнать, что такая возможность в принципе существует. Знание иногда мощнейшая привилегия.

И вот ещё пример: давным-давно я спрашивала знакомых айтишников, родившихся в конце 80‑х — начале 90‑х, почему они выбрали эту профессию. Когда они решали, куда поступать, в некоторых университетах ещё только начинали выделять IT в профильные факультеты. Многие мои знакомые были первым курсом, набранным в их вузе на такой факультет в принципе. Всех их объединяло одно: у них рано появился компьютер. У их родителей были деньги или понимание, что компьютер нужен. Поэтому к 17 годам эти люди уже осознавали, что им нравится именно это. Для остальных IT-сферы просто не существовало в поле зрения — как и компьютеров в их доме.

Привилегии — очень широкое понятие. Какие-то есть у каждого. Если понимать свои, к окружающим людям будет гораздо меньше вопросов и гораздо больше сострадания.

Как осознать свои привилегии

Для начала стоит помнить о том, что привилегии не делают никого по умолчанию плохим, а его достижения — несправедливыми и незаслуженными. Мы рождаемся в неравных условиях и живём в своеобразном пузыре, потому что не понимаем, как можно иначе. Чтобы чекнуть свои привилегии, надо просто выходить из этого пузыря и смотреть по сторонам — с интересом, а не с желанием убедиться, что все вокруг всё делают неправильно и только вы в белом пальто стоите красивый.

Обложка: Ирина Салдина / Лайфхакер