Используем голос как инструмент. Быть услышанным важно не только дикторам и певцам, но и каждому из нас — при общении с начальством, в деловых переговорах или горячих дебатах за чашкой кофе. И голос в любой ситуации может стать решающим аргументом, даже если на руках нет нужных козырей. Рассказываем, что делать, если природа не наградила обволакивающим бархатным баритоном или пленительным меццо-сопрано. Грустно, когда воздух заканчивается прямо посреди важного пассажа. Да и судорожный свистящий вдох на полуслове не добавляет уверенности. Можно сказать, что у всех разный объём лёгких — что же делать, если у вас он не особо большой? Но тут, как часто бывает, размер не имеет значения: важно, как вы лёгкими пользуетесь. Вокалисты и дикторы знают, что дышать лучше всего не грудью, а животом — это называется диафрагмальным дыханием. Пробуйте не поднимать плечи для вдоха, а добирать воздух брюшной полостью. И поверьте, так умеет делать каждый — просто ложитесь и дышите, внимательно прислушиваясь к телу. Сразу заметите разницу. Как только поймёте механизм, пытайтесь переносить такое же дыхание и в режим стоя. А там и до привычки недалеко. «Чем быстрее всё скажу, тем быстрее они услышат и не смогут перебить», — думают некоторые. Кое-где может сработать, но потребуются дополнительные навыки — от дикции чуть ли не профессионального уровня до того же дыхания. Если этого нет, быстрая речь в лучшем случае скатится в тараторенье. В худшем — в кашу. А вот размеренную и уверенную речь не только приятнее слушать, но и проще воспринимать. Совсем хорошо, когда чёткие слова произносятся в ровном темпе и не перемежаются паразитами и лишними звуками вроде «эээ». Выверенные паузы — ваш лучший друг в разговоре. Да, поначалу это может быть непросто. Кое-где придётся ловить себя за руку (в нашем случае за горло) и искусственно замедляться. Но со временем и практикой это войдёт в привычку, и станет попроще. Звучит смешно, но это работает. В душе вас никто не смущает, а значит, вы раскрепощены и можете использовать свой голос без оглядки на посторонних. Даже соседей можно не бояться: шум воды всё скроет. Во время пения не бойтесь прорабатывать и верхние, и нижние ноты вашего регистра, тихие и громкие звуки и даже особые приёмы вроде любительского гроула и фальцета. А дополнительная влажность, царящая в ванной, раскрепостит связки и только скрасит звучание. В итоге эта комната станет прекрасным тренажёрным залом — и мышечная память даст о себе знать уже при следующем разговоре. Причём вы даже сами этого можете не заметить. Голос часто отражает психическое состояние. Исследования показывают, что он даже может служить ранним индикатором депрессии. А замедление речи, монотонность и сужение диапазона — частые признаки сниженной уверенности и настроения. Наверняка вы и сами замечали: когда человек нервничает, его голос может дрожать и срываться. Происходят запинки, иногда даже появляется лёгкое заикание. Чтобы этого не произошло, попробуйте отвлечься: вспомните о чём-то приятном, представьте собеседника в смешной шляпе, мысленно перенеситесь из страшной аудитории в уютный загородный домик. Опять же, глубокий вдох никогда никому не мешал. Если вы хоть раз пользовались диктофоном или смотрели видео с собственным участием, то наверняка поражались: «Вот как, оказывается, я звучу? Фу, это же не мой голос!» Так вот, это абсолютно нормально. Из-за строения черепа и слуховых каналов мы слышим собственный голос в искажённом виде — и к нему же привыкаем. А звукозаписывающее оборудование выводит его нам уже чистым, без «черепных» помех. Попробуйте записывать свой голос и слушать эти аудиозаписи. Если вы полюбите его таким, каким его слышат окружающие, говорить станет тоже несколько проще. В диалоге для вас, конечно же, важны вы. Но если только солировать, остальные либо не смогут присоединиться, либо вообще отпадут. И это работает в том числе и в публичных выступлениях, где прямой словесный ответ вы не получаете в реальном времени. Следите за настроением адресата речи, за откликом и реакцией на ваши слова. Подмечайте, к чему люди прислушиваются, что принимают острее, а что скорее игнорируют. Если же вы на выступлении и глаза разбегаются, попробуйте выбрать кого-то одного — но не стремитесь на нём закрепиться. Блуждайте глазами не столько по аудитории, сколько над головами, чтобы не распыляться на нескольких человек с разным настроем. Ну а за ловлю эмоций всех присутствующих будет отвечать тот самый избранный. Да, один случайно взятый зритель может не отражать настроения всех остальных — но психологически вам как оратору будет проще общаться не с целым безликим залом, а с конкретным человеком. В желании развить голос некоторые идут на дорогостоящие курсы и офлайн-занятия. Если у вас нет ни времени, ни желания куда-то ходить и что-то искать, есть более приятные и ненапряжные способы. Понятно, что так профессиональным диктором быстро не стать, но улучшить звучание можно. Монотонная речь — даже самая уверенная и поставленная — за 15 минут выведет из себя даже самого внимательного слушателя. При этом опытные профессора знают секрет: хорошая лекция с определённой периодичностью должна перемежаться шуткой, эпатажем, восклицанием и чем угодно ещё — лишь бы переключить внимание, взбодрить и заново заинтересовать слушателя. И недавние исследования доказывают, что динамичность — признак уверенной речи, который не зависит от национальных особенностей. Что есть в вашем инструментарии? Громкость и темп речи. Меняйте их, добавляйте динамики, акцентируйтесь на важных деталях или, наоборот, не особо значимых, но занятных дополнениях — и даже с трудом завоёванное внимание гарантированно будет удержано. Уникальное собственное звучание — это, конечно, прекрасно. Но путь к нему местами долгий и тернистый: вам надо не только тренировать связки, но и настраивать себя, совсем как инструмент. А каждому инструменту нужен свой камертон. Попробуйте подобрать личный источник настроя и звучания. Подумайте, что или кто вам нравится, какая подача цепляет и вдохновляет, в какую сторону хочется расти. Радует ли вас официальный голос Альфа и бессменный чтец «Гарри Поттера» — Александр Клюквин? Или вы теряете голову от низких грудных тонов Лизы Боярской? А может (кто знает), вы без ума от лягушонка Кермита или Микки Мауса? Ищите и пробуйте. Вариантов много — от любимых актёров Голливуда и виртуозов дубляжа до классных подкастеров и красноречивых родственников. Да, даже любимая тёща, которая на любом застолье за словом в карман не лезет, может подойти! Мэтт Абрахамс, преподаватель стратегических коммуникаций в Стэнфордском университете и автор книги «Думай быстрее, говори лучше», называет этот шаг Get out of your own way. И это один из этапов достижения мастерства в спонтанной речи. Звучит занятно, но в чём смысл? Дело в том, что нам отчаянно хочется быть идеальными и звучать «как надо». Причём сразу. Поэтому мозг начинает заранее заготавливать фразы и позы, которые наше тело выуживает из мышечной памяти. Вроде бы хорошо, но получается не очень: голос звучит не живо, а механически. Абрахамс рекомендует откликаться на момент, не гнаться за идеальной фразой — а сказать то, что на уме сейчас. Потому что сила живой речи не в отточенности, а в искренности. Обложка: Midjourney / Лайфхакер
1. Дышите
2. Не торопитесь
3. Пойте в душе
4. Успокойтесь
5. Слушайте себя
6. Слушайте других
7. Тренируйтесь
8. Экспериментируйте
9. Вдохновляйтесь
10. Отстаньте от себя